Женский клуб
женский журнал

Косметика и макияж в России

Женщины России уже с древних времен уделяли большое внимание своей внешности и увлекались косметикой и макияжем не меньше, чем в других странах, хотя несколько по-иному. Большое внимание уделялось чистоте тела, считалось, что косметика начинается не с нанесения красок на лицо, а с чистоты и опрятности, поэтому десятки косметических манипуляций проводились в бане. Там проводили уход за кожей, ее очищали специальными скребками, массажировали ароматными бальзамами.

Рецепты ухода за кожей были тщательно описаны. Так, в XII веке внучка Мономаха Зоя (Евпраксия) написала книгу «Мази», где были собраны сведения не только о лечении различных заболеваний, но и приведены советы по уходу за волосами, за телом, перечислены средства от запаха изо рта и для чистки зубов.

Также женщины пользовались и натуральной декоративной косметикой. В качестве румян и губной помады использовался сок малины, вишни и свекла. Глаза и брови подводили сажей. Лицо отбеливали пшеничной мукой. Шелухой лука красили волосы в золотистый цвет. Чтобы стать блондинкой использовали смесь шафрана и ромашки. Русские женщины прекрасно знали, что простокваша, сметана, сливки и мед, жиры и масла смягчают и восстанавливают кожу лица, шеи, рук, делают её эластичной и бархатистой; яйцами хорошо промывать волосы, а настоем трав их ополаскивать. Так что нужные средства они находили и брали из окружающей природы: собирали травы, цветки, плоды, ягоды, корни, лечебные и косметические свойства которых им были известны.

Конец 18 и особенно середина 19 вв. стали поворотными в истории отечественной парфюмерно-косметической промышленности. Все началось с прихода на престол Петра I. А до этого времени и бояре, и простолюдины с успехом применяли растительную косметику. С начала правления Петра I Франция становится кумиром русского дворянства и на протяжении почти трёх столетий определяет правила хорошего тона, моду и косметику, тогда и появилась огромная разница между ассортиментом, практиковавшимся в народе, и косметикой богатых слоев, знати.

Именно в этот период совершенствовались технологии изготовления белил, румян, помад и других средств. Обилие белил и пудры на лице свидетельствовало о знатном происхождении человека, а также скрывало мелкие морщинки, пигментные пятна, воспаление и другие дефекты лица. Знатные женщины повально увлеклись косметикой - они не только сурьмили брови, наносили на лицо румяна и белила, но и красили зубы.

Девушки из низших сословий румянились редко, да и надобность в этом мало ощущалась - природный румянец выручал. А при случае пользовались окрашенной в красный цвет бумагой, которой натирали влажные щёки. Чаще же всего для этой цели использовали бодягу, вызывавшую раздражение нервных окончаний, прилив крови.

Когда в моду вошла «аристократическая бледность», количество используемых знатью белил резко возросло. Девушки ели мел, пили уксус и подкрашивали голубым вены на руках, а также щедро пудрились, чтобы выглядеть мраморно холодными. Также белую кожу подчеркивали гримом зубов. Известная в Париже в 1860-е годы кокетка Кора Перл красила зубы жёлтым, чтобы выделить белизну кожи. Применяли различные пластыри для того, чтобы скрыть дефекты лица, для украшения использовались мушки.

Лишь во времена правления Елизаветы и последовавшей за тем эпохе романтизма представления о цвете изменилось. Интерес к Италии и Востоку внёс в модный грим более яркие краски румян и губной помады. Для этого использовали самые различные красители. Потребление косметики увеличивалось, и в 18 веке в Петербурге уже имелся свой косметический магазин купца Данилова, где можно было даже приобрести так называемый «воздушный прибор» для опрыскивания духами. Парфюмерная отрасль в России развивалась благодаря Генриху Афанасьевичу Брокару. Во второй половине 19-го века Брокар был самым известным парфюмером России. Единственный сегмент, который он не смог охватить - это дорогие духи. Причем это был вопрос не качества, а стереотипа потребителей, все думали, что самые лучшие духи - французские. Но Брокару удалось сломать этот стереотип - в 1889 году на выставке в Париже он презентовал духи «Персидская сирень», которые навсегда вошли в историю косметики, как наиболее успешные духи, произведённые в России.

Промышленному выпуску косметики в России положила начало основанная в 1843 году в Москве фабрика Альфонса Рале. Она выпускала пудру, мыло «Тридас», губную помаду и духи. В 1846 году Рале разрешили печатать российский герб на своей продукции. Магазины его торгового дома находились в Москве, Петербурге, Харькове, Одессы. После прихода к власти большевиков фабрика Рале стала называться парфюмерно-косметическая фабрика «Свобода». Позднее открылись и другая фабрика – «Рассвет», принадлежавшая А. М. Остроумову. Фабрика А.М.Остроумова наладила выпуск кремов «Метаморфоза» и «Чистотел» против веснушек и иных пигментации кожи. Другие парфюмерно- косметические предприятия первоначально вырабатывали главным образом помады для волос и лица, пудру, туалетное мыло. А позднее ассортимент изделий расширился. В 1914 г. в России насчитывалось около 20 парфюмерно-косметических предприятий, выпускавших разнообразную продукцию. И если в начале века популярны были все косметические средства с содержанием различных химических препаратов, то со временем предпочтение отдается косметике с экстрактами трав, ягод и других натуральных компонентов.

Такова краткая история косметики в России. Эта индустрия находится в постоянном развитии. Мода на макияж меняется, повторяя сама себя и бесконечно совершенствуясь. Но суть остается незыблемой - женщина рождена для того, чтобы быть прекрасной.

Навигация по сайту женского клуба
 
деловой имидж | личный имидж

(495) 517-41-48

Рейтинг@Mail.ru